Название этой страницы, возможно, требует объяснения. Оно выбрано мной почти случайно, или, скорее, интуитивно, после долгого состояния онемения в поиске образа и слова. И, как это иногда, даже часто, бывает, стоило присмотреться к нему, как обнаружилась его точность, его способность схватить именно то, чему посвящена эта страница. С одной стороны, всполох означает вспышку света, обычно – множество таких ярких, слепящих вспышек, отблесков грозы, или взрыва, или Северного сияния. Но с другой – оно имеет и устаревшее значение: это тревожный звон, оповещающий о бедствии, созывающий народ. И по своей этимологии это слово родственно древним словам, означавшим страх, пугать, потрясать, сотрясать, быть объятым ужасом и войну.
Осмысление и потрясение Аушвицем в культуре, в философии, в мысли было отсроченным: эта всё сметающая волна стала вздыматься почти через двадцать лет после освобождения лагеря. И сейчас она продолжает расти. Эти всполохи ослепляют каждого, кто не закрывает глаза, они заполняют весь небосвод, так что нет такой области человеческой деятельности, которую они не осветили бы и не разоблачили.
На этой странице мы будем размещать тексты – как статьи, так и заметки, как опубликованные, так и не опубликованные, информацию о фильмах и событиях, всё, что пронизано темой Аушвица.
______________________________________________________________________________
Вышла новая книга: Natascha Drubek-Meyer Filme über Vernichtung und Befreiung Die Rhetorik der Filmdokumente aus Majdanek 1944–1945 (Destruction and Liberation) — введение и содержание (на нем. языке) >>
Рукопись статьи: Vernichtungslager Майданек (1944): фильмы о «фабрике смерти», или От лагеря уничтожения к лагерю Ничто >>
Наташа ДРУБЕК – доктор наук, приглашенный профессор Свободного университета Берлина. Автор книг «“Eloquentia corporis” Гоголя: ассимиляция, тождество и границы формы» (1998), «Русский свет. От иконы к раннему советскому кино» (2012). Соавтор проекта и метода гипертекстуального издания фильмов «Hyperkino». Главный редактор научного журнала «Apparatus.
- Зубец О.П. Попытка нацистского судьи Моргена: мораль в механике Аушвица // Этическая. мысль. 2020. Т. 20. № 2. С. 69–79.
- Зубец О.П. Как мыслить совершившему немыслимое // Философский журнал. 2020. Том 13. № 2. С. 19–34.
- Зубец О.П. Молчание и крик // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости : XIX Международные Лихачевские научные чтения, 22–24 мая 2019 г. — СПб. : СПбГУП, 2019. C. 338–340.
- Петровская Е.В. Говорить сообществом (по мотивам книги Сары Кофман «Paroles suffoquées») // Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. C. 97-109.
- Петровская Е.В. Клод Ланцман: уроки нового архива // Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. C. 84-97.
- Попова О.В. Долг памяти и кризис свидетельства: Поль Рикёр и Примо Леви // Поль Рикёр: Человек – общество – цивилизация. Соврем. философия / Редкол.: И.И. Блауберг, И.С. Вдовина. М., 2015. С. 364–375.
- Попова О.В. Человек как текст и этика читателя: биополитический контекст // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 7. Под ред. Ф.Г. Майленовой. М:. ИФ РАН, 2013. С.123–146.
Участие О.П. Зубец в программе «Освенцим. Память как испытание» (Наблюдатель. Эфир от 27.01.2020)
https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/2239821/video_id/2265727/